«Смелым помогает судьба»
Вергилий Публий Марон, 70-19 гг. до н. э.
«Все задуманное можно осуществить человеческими усилиями. То, что зовем мы судьбою, есть лишь незримые свойства людей»
Мудрость Древней Индии
В мифологии многих народов судьба – непостижимая сила, предстающая то в облике греческих мойр, то римских юнон, славянских доль или скандинавских валькирий. Судьбоносные события в жизни современного человека бывают, пожалуй, не реже, чем в жизни его предков.
Выпускники орловских вузов, по собственной инициативе собравшиеся 10 апреля 2005 года в одной из аудиторий Орловского государственного университета, чтобы основать общественную организацию, не знали, да, наверное, и не могли знать, что поприщем приложения их гражданской активности станет цифровое просвещение, а с «конвейера» их социального проекта каждые 1,5 суток в течение 7 лет будет выпускаться по одному жителю Орловской области на увлекательные магистрали возможностей нового цифрового мира…
В самом сердце Орла у слияния Оки и Орлика, там, где рождался город, раскинулся первый капитальный орловский мост, получивший название «Красный». Дорогое многим орловцам место и дало для новоиспеченной общественной организации название – «Красный мост». Миссия и идеология тоже не заставили себя долго ждать – развитие потенциала малой родины.
Одной из идей, не дававшей покоя гражданским активистам, стала идея создания центра, где каждый житель Орловщины, испытывающий трудности «в общении» с современной компьютерной техникой и Интернетом, мог бы бесплатно и в доступной форме получить необходимые знания и навыки.
Долгие поиски необходимых ресурсов увенчались успехом осенью 2007 года, когда очередная заявка «Красного моста» на конкурс грантов Президента России для НКО была поддержана «Национальным благотворительным фондом». Общественная организация смогла закупить необходимое оборудование, арендовать помещение и запустить в феврале 2008 года первый в Орле центр по бесплатному и доступному обучению «компьютерной грамотности» жителей региона из социально незащищенных категорий.
К концу года 340 счастливых орловцев получили сертификаты об успешном окончании проекта. Стало ясно, что социальный проект попал в точку - буквально за два месяца очередь желающих приобщиться к достижениям цифровых технологий выросла до 300 человек! Но, пожалуй, не это было главным. Искренние слова благодарности за чуткое внимание преподавателей, за удобный график обучения и доступный материал, за новые интересные возможности в жизни, за то, что «дали почувствовать себя молодыми» вселили в добровольцев общественной организации «Красный мост» бесповоротную уверенность в том, что их инициатива отозвалась искренней благодарностью в сердцах сотен земляков.
Было принято решение любыми средствами продолжать проект, который к этому времени получил название «Электронный орловец». 2008 год – 340, 2009 год – 193, 2010 год – 389, 2011 год – 139, 2012 год – 259, 2013 год – 180, 2014 год – 400 выпускников. Для кого-то - это просто сухие цифры, для кого-то - опыт социальной и проектной работы, а для кого-то – приобщение к новым возможностям и улучшение качества жизни.
Пожалуй, основным наблюдением и выводом за 7 лет работы стало понимание, что привычное и местами даже «затертое» выражение «компьютерные курсы» несет в себе явно пока еще не раскрытый и недооцененный потенциал инструментария с точки зрения решения важных социальных проблем.
Для несовершеннолетних из групп социального риска, имеющих «низкий жизненный старт», владение компьютером не в качестве игрушки, а в качестве инструмента цифровых компетенций дает реальную возможность претендовать на высокооплачиваемые вакансии в начале своей трудовой деятельности.
Для граждан зрелого возраста, потерявших в кризисные или посткризисные годы работу, владение универсальными цифровыми компетенциями (уверенное знание офисных программ, навыки поиска информации в Интернете и т п.) открывают доступ к десяткам новых ранее нерассматриваемых ими профессий.
Для представителей органов территориального общественного самоуправления (домкомы, уличкомы) цифровая грамотность – это повышение эффективности взаимодействия с властью, бизнесом, СМИ в решении насущных домовых проблем.
Но, пожалуй, самое главное – пожилые. После выхода на пенсию большинство пенсионеров сталкиваются с резким сужением привычной коммуникативной среды и появлением заметного массива свободного времени, который порой не всегда удается гармонично заполнить. Возникает эмоционально-психологическое напряжение, которое принимает зачастую различные негативные формы, сказывающиеся в том числе на здоровье. И здесь, возможности и достижения цифровых и современных коммуникационных технологий оказываются незаменимы. Новые знакомства и поиск старых «боевых» друзей, новые увлечения и удобство решения бытовых проблем, а самое главное - выбирай на вкус способы общения и коммуникации!
Среди тех, кто стал выпускником «Электронного орловца» - жительница села Становой Колодезь, что неподалеку от Орла, Любовь Григорьевна Швецова: «Я к тому времени была на пенсии и уже 10 лет нигде не работала. Получилось так, что я выпала из общей жизни. И вдруг меня пригласили работать директором Дома культуры в моем селе. На этой должности я просто обязана была пользоваться компьютером. Пришлось записаться на курсы. Преподаватель (Наталья Бородина) была очень терпелива к нам, пожилым людям. От нее постоянно исходила положительная энергетика. Это нам помогло освоить такую сложную технику, как компьютер».
Наталья Бородина работает преподавателем в Орловском государственном университете на физико-математическом факультете. А по выходным дням вот уже несколько лет подряд она доброволец - в рамках социального проекта «Электронный орловец» помогает желающим овладеть компьютером.
Наталья Бородина отмечает, что пожилые люди проявляют интерес к новым возможностям. И те, кто еще недавно панически боялся даже мыслей о компьютере, после обучения пользуется им с удовольствием. Многих на занятия приводит желание научиться пользоваться Skype, Интернетом и электронной почтой. Это позволяет общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко. Некоторым знания компьютера необходимы для того, чтобы продолжить трудовую деятельность. Много случаев, когда люди пожилого возраста после курсов находили новую работу…
Проблема цифрового неравенства настолько сложна и объемна, что для своего решения требует объединения усилий власти, бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций, СМИ. Сегодня же с уверенностью можно сказать только одно: пока на выпускных мероприятиях свет благодарных сердец отражается в глазах выпускников - не иссякнут силы у тех, кто верит, что цифровые достижения должны служить обществу!