Кажется, всерьёз этим вопросом никто не интересовался, потому что глубоких системных исследований нет. Зато мы собрали мнения экспертов.
Старение населения — общемировой тренд, характерный почти для всех стран. По данным ООН, в 2022 году люди в возрасте от 65 лет составляли 10% от всего населения планеты, а к 2050 году этот показатель вырастет до 16%, но в разных странах свои соотношения разных возрастных когорт, и есть страны, где доля пожилых гораздо больше. По данным Росстата, в России она составляет 24% и будет продолжать расти. По прогнозу службы, к 2046 году она вырастет почти до 27%.
В связи с увеличением доли пожилых всё чаще можно услышать понятие «серебряная экономика» — так называют сегмент продуктов и услуг для представителей старшего поколения. Это касается и образовательных продуктов — аналитики венчурного фонда Brighteye Ventures и платформы для анализа стартапов и венчурного капитала Dealroom.co ещё в 2022-м назвали многообещающими перспективы EdTech-продуктов, ориентированных на пожилых. А в Китае уже заметили, что такие образовательные курсы набирают популярность. Аналогичный тренд, похоже, зарождается и в России — некоторые опросы показывают, что россияне старше 50 лет готовы осваивать IT-специальности (вот история человека, который это сделал в 60+ и нашёл работу по новому профилю). А в 2022-м в Москве онлайн-курсы стали пользоваться особой популярностью у пользователей в возрасте 60–75 лет.
Иными словами, интерес к обучению у старшего поколения вроде бы есть. При этом в профобучении людей старшего возраста существуют определённые особенности, что необходимо учитывать при методологической разработке образовательных продуктов для них. Это говорит о том, что если рассматривать эту целевую аудиторию как перспективную, то необходимо разрабатывать продукты специально для неё. Однако платёжеспособность этой потенциальной целевой аудитории не кажется достаточной, что сильно снижает интерес к ней со стороны EdTech-индустрии.
Возможно, именно с этим связано то, что пока в России не очень много студентов онлайн-курсов, принадлежащих к «серебряному поколению». Более того, даже студентов старше 45 лет заметно меньше, чем представителей более молодых возрастных групп. Из-за этого в маркетинговых исследованиях EdTech-компаний в качестве аудитории старшего возраста принято обозначать возрастную группу 45+, хотя этот возраст далёк даже от предпенсионного. То есть понятие «старший возраст» в данном случае очень условное.
Опрос, проведённый «Нетологией» в 2023 году, показал, что россияне старше 45 лет составляли 23% среди тех, кто учился онлайн. Но нужно брать во внимание, что в том опросе учитывались все сегменты онлайн-образования, включая курсы для развлечения и общего развития, а не только по обучению профессиям и профессиональным навыкам. Не исключено, что россияне из старших возрастных групп охотнее покупают недорогие программы развлекательной тематики, которые проходят в качестве хобби, чем курсы профессиональной подготовки и переподготовки — этот вопрос заслуживает отдельного изучения.
апрель 2025